Прокладка трассы для кондиционера своими руками

Установка кондиционера имеет множество нюансов, несоблюдение которых может привести к быстрому износу дорогостоящих деталей, и, как следствие, поломке оборудования. Стоит ли пробовать прокладывать трассу для кондиционера своими руками? Рассмотрим пошаговую инструкцию подключения климатического оборудования, которая поможет разобраться в деталях и понять, получится ли у вас выполнить работы самостоятельно.


Для начала разберемся — что такое трасса? Для соединения внутреннего и внешнего блоков кондиционера используются коммуникации — медные трубки для транспортировки хладагента, дренажный шланг для отвода конденсата, а также кабели электропитания и межблочной связи. В связке все эти элементы называют «трассой» сплит-системы. Стандартная комплектация домашнего кондиционера редко включает все, что нужно для сборки трассы, «из коробки», поэтому недостающие материалы придется покупать отдельно. 

Шаг первый: разметка для модулей и коммуникаций

При выборе места для климатической установки в квартире необходимо учитывать расположение мягкой мебели, рабочего стола или других мест, где часто находятся члены семьи. Специалисты советуют монтировать внутренний модуль таким образом, чтобы поток воздуха не был направлен на эту точку. Например, вешать кондиционер прямо напротив дивана или кровати будет не лучше идеей, иначе простуды в летний сезон вам обеспечены. В таком случае лучше прикрепить конструкцию над изголовьем.

Прежде чем делать чертеж, следует изучить техпаспорт сплит-системы. Обратите внимание на протяженность фреоновой магистрали, предусмотренной для вашей модели климатического оборудования. Правильная длина трассы для кондиционеров варьируется от 15 до 20 м, хотя для бытовых систем обычно достаточно 5-7 м. Превышать установленные значения запрещено, иначе это приведет к снижению производительности техники. Прокладка магистрали длиной до 50 м возможна только в полупромышленных моделях, например, канального или кассетного типа.

Для обеспечения нормальной циркуляции воздуха понадобится отступить от потолка минимум 10-15 см. Учитывая отступ сверху, начертите на стене прямоугольник в соответствии с размерами внутреннего блока, которые указаны в техническом паспорте. Наружный модуль размещается на фасаде так, чтобы в случае поломки мастер смог без проблем выполнить ремонтные работы.

Далее необходимо сделать разметку под штробу с учетом наклона дренажного шланга. Чтобы конденсат нормально стекал по трубопроводу, достаточно проложить магистраль под уклоном 1 см на каждый метр. Данное правило не распространяется на модели, оборудованные насосом. На основе разметки определите место для отверстия в наружной стене под трассу кондиционера.


Шаг второй: расчет необходимых материалов

Чтобы проложить трассу под домашний кондиционер своими руками, важно правильно выбрать все элементы. Для циркуляции хладагента понадобятся две медные трубки разных размеров. По толстой фреон движется в газообразном состоянии, а по тонкой — в жидком. Диаметр фреоновых трубок подбирайте в соответствии с производительностью климатической системы. Как правило, для бытовых моделей мощностью до 3 кВт применяются трубки с диаметром 6 и 10 мм.

Длина трубопровода рассчитывается с учетом расстояния под внутренним блоком, толщины стен, протяженности кабельного канала (штробы). Также учитывайте промежуток снаружи от стены до кранов блока. Внешний отрезок трубки должен быть не менее 0,5 м, что позволит избежать заломов. Металл отличается мягкостью, поэтому изделия из меди легко повреждаются.

Электрический кабель для подсоединения модулей подбирают похожим образом. Только вот длина под внутренним блоком составит около 1,2 м, при этом снаружи шнур должен быть длиннее трубок на 0,2-0,3 м. Хорошо подойдет пятижильный кабель сечением 1,5 мм.

Для закладки трассы под кондиционер своими руками понадобится гофрированный шланг диаметром 16 мм. При проведении расчетов протяженности дренажной магистрали учитывайте расстояние под внутренним блоком — 0,5 м, а также длину шланга с уличной стороны — 1,2 м.


Шаг третий: сборка трассы

В процессе работы сплит-системы медные трубки могут обмерзать, поэтому при формировании магистрали на них надевают теплоизоляцию. Стыки плотно проклеиваются металлизированным скотчем. Межблочный кабель также нуждается в подготовке — его просто помещают в гофру.

Как правильно собрать трассу для бытового кондиционера? Из подготовленных элементов нужно сформировать жгут и надеть на него специальный флекс, после чего обмотать скотчем участок, который будет проходить через отверстие в стене. Трубки укладываются определенным образом, как на схеме ниже. Они не должны перекручиваться между собой.


Шаг четвертый: штробление

Помещение готовой магистрали в штробу необходимо не только ради эстетичности, но и для надежной фиксации трубок, шлангов и кабелей. На основе разметки в стене делают длинные каналы, используя соответствующий инструмент — штроборез или перфоратор. Собранный жгут понадобится уложить в углубление, затем закрепить монтажной лентой и дюбелями.

При прокладке трассы для кондиционера своими руками обязательно проследите за тем, чтобы коммуникации не возвышались над поверхностью стены. В противном случае могут возникнуть проблемы на этапе штукатурки — по всей стене будет проходить «хребет», который придется дополнительно маскировать. Лучше доверить штробление мастерам.


Шаг пятый: соединение блоков

Протянутые через отверстие в стене коммуникации подключаются к соответствующим разъемам в обоих блоках. Электрокабель нужно подсоединить к клеммам того же цвета. На данном этапе проблемы возникают редко. Сложности начинаются при подключении фреоновой магистрали, ведь с ними следует работать очень осторожно — избегайте перегибов и заломов, иначе придется делать все заново. Развальцованные медные трубы соединяют с соответствующими выходами.

Следующий этап подключения кондиционера к готовой трассе — выведение дренажного шланга на улицу. Изделие подсоединяется в нижней части внутреннего блока, где есть небольшая трубка с пластиковым наконечником, обеспечивающая отвод конденсата. При прокладке трассы важно соблюдать наклон и не допускать провисания шланга, чтобы жидкость не застаивалась в системе.


Шаг шестой: опрессовка трассы

Перед тем, как закрывать штробу, необходимо проверить систему на герметичность. Для этого выполняется опрессовка трассы кондиционера — заполнение медных трубок азотом под высоким давлением. В случае разгерметизации магистрали будет слышен характерный звук. Хотя проверка не является обязательной, опытные мастера всегда выполняют ее перед запуском сплит-системы.


Шаг седьмой: закрытие штробы

Если проведенная опрессовка показала, что трасса подключена правильно, следует заправить кондиционер фреоном и проверить его работоспособность. После этого можно спокойно замазывать штробы. Как правило, используется строительная смесь на основе цемента.


Прокладка трассы для кондиционера — сложная задача, а незнание нюансов может привести к поломке дорогостоящего оборудования. Намного проще, быстрее и выгоднее обратиться к профессионалам. Компания «Сплитсервис-Кубань» предлагает монтаж кондиционера под ключ в Краснодаре и Краснодарском крае. Наши мастера установят климатическое оборудование по всем правилам — выполнят сборку трассы, поместят коммуникации в штробу, проверят систему перед заправкой. Мы обеспечиваем своих специалистов профессиональными инструментами, чтобы уже спустя 2-3 часа в вашей квартире царила прохлада. На выполненные работы представляется гарантия до 3-х лет.


Данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой статьями 437 ГК РФ.